Обновлено
12 марта 2019
Время чтения
22 минуты

Комментарии к статье 60 ГрК

Комментарий к Градостроительному Кодексу Российской Федерации

Под редакцией доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки России С.А. Боголюбова

Авторский коллектив

  • Боголюбов Сергей Александрович, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий отделом Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (далее — Института) — предисловие, главы 1, 7 ГрК РФ, ст. 1, 7 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
  • Минина Елена Леонидовна, кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Института — главы 8, 9 ГрК РФ, ст. 4, 9, 16, 17 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
  • Кичигин Николай Валерьевич, кандидат юридических наук, научный сотрудник Института — главы 2, 3, 4 ГрК РФ, ст. 2, 3, 5, 6, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 18 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
  • Ковалева Елена Леонидовна, кандидат юридических наук, специалист-эксперт Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, доцент Российской академии правосудия — главы 5, 6 ГрК РФ.
  • Руководитель авторского коллектива, ответственный редактор — С.А. Боголюбов

Ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности

Статья 60 градостроительного кодекса.

Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства

Комментарий к статье 60

В данной статье регламентируется порядок ответственности за вред, причиненный на различных этапах возведения объектов капитального строительства. Напомним, что в соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под объектами капитального строительства понимаются здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Комментируемая статья выделяет три стадии строительства, в процессе которых могут иметь место повлекшие вред нарушения:


  1. проведение инженерных изысканий,
  2. подготовка и утверждение проектной документации и
  3. строительство, реконструкция, ремонт соответствующих объектов.

Определения понятий инженерных изысканий, строительства и реконструкции также даны в ст. 1 Градостроительного кодекса РФ.

Порядок проведения архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства определен нормами статей главы шестой комментируемого Кодекса.

Инженерные изыскания, также как подготовка проектной документации, осуществляются застройщиком либо привлекаемым им по договору физическим либо юридическим лицом, соответствующим установленным законодательством требованиям. Следовательно, данные лица несут ответственность в случае причинения вреда, вызванного несоответствием инженерных изысканий, проектной документации установленным требованиям.

В соответствии со ст. 1068 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. При этом работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ. Хозяйственные товарищества и производственные кооперативы возмещают вред, причиненный их участниками (членами) при осуществлении последними предпринимательской, производственной или иной деятельности товарищества или кооператива.

Ст. 1093 ГК РФ устанавливает, что в случае реорганизации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, обязанность по выплате соответствующих платежей несет его правопреемник. К нему же предъявляются требования о возмещении вреда. В случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами.

Поскольку за исключением случаев, предусмотренных в ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, проектная документация объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе, которую проводит уполномоченный на то федеральный орган исполнительной власти или подведомственное ему государственное учреждение, то Российская Федерация несет субсидиарную ответственность за возникший вред, если на не соответствующую установленным требованиям проектную документацию было выдано положительное заключение государственной экспертизы. Если же проектная документация в соответствии со ст. 50 комментируемого Кодекса направлялась на негосударственную экспертизу, то субсидиарную ответственность в аналогичном случае несет аккредитованная организация, проводившая такую экспертизу.

Если вред возник в результате несоответствия возводимых объектов проектной документации и техническим регламентам, то ответственность несет лицо, осуществляющее строительство, поскольку согласно ст. 53 Градостроительного кодекса такое лицо обязано в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства проводить строительный контроль. Основной целью строительного контроля как раз и является проверка соответствия выполняемых работ проектной документации и требованиям технических регламентов. Субсидиарная ответственность Российской Федерации или субъекта Российской Федерации наступает, если в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта осуществлялся государственный строительный надзор (случаи, когда такой надзор производится, определены в п. 1 ст. 54 комментируемого Кодекса), который также имеет целью проверку соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов и проектной документации. Поскольку в зависимости от вида объекта капитального строительства такой надзор осуществляет либо уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, либо соответствующие органы исполнительной власти, субъектов Российской Федерации (п.п. 3, 4 упомянутой статьи), ответственность несет либо Российская Федерация, либо ее субъект.

Статья 61. Компенсация вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу физических лиц

Комментарий к статье 61

Норма пункта первого комментируемой статьи соответствует общему правилу ст. 1064 ГК РФ, согласно которому законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Обязанность выплаты такой компенсации установлена Градостроительным кодексом РФ не для всех случаев причинения вреда, а только по отношению к чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации объектов капитального строительства.

Чрезвычайная ситуация согласно Федеральному закону от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» <*> представляет собой обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.


<*> СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3648.

Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера утверждена Постановлением Правительства РФ от 13.09.1996 N 1094 <*>. Чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. Так, к локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения; а к федеральной — чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации. К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации.


<*> СЗ РФ. 1996. N 39. Ст. 4563.

В качестве примера наиболее значительных компенсаций, предоставляемых федеральными органами власти, следует назвать компенсации гражданам, пострадавшим вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Одним из последних нормативных актов по данному вопросу является Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 N 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» <*>, которым утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на питание детей в детских дошкольных учреждениях (специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа), а также обучающихся в общеобразовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессиональногообразования, Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации следствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, Правила выплаты гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным (переселяемым) из зоны отселения, единовременного пособия в связи с переездом на новое место жительства и компенсации стоимости проезда, а также расходов по перевозке имущества, Правила выплаты гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровьювследствие Чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца, Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации гражданам в зависимости от времени проживания (работы) на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, Правила выплаты ежемесячной компенсации на питание с молочной кухни для детей до 3 лет, постоянно проживающих на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.


<*> СЗ РФ. 2005. N 2. Ст. 164.

Правительство г. Москвы в связи с техногенной аварией в аквапарке «Трансвааль-парк» приняло решение (распоряжение Правительства Москвы от 15.02.2004 N 196-РП «Об оказании помощи пострадавшим и семьям погибших (умерших) в результате техногенной аварии в аквапарке «Трансвааль-парк» в Ясенево 14 февраля 2004 года» <*>) выплатить единовременную материальную помощь семьям погибших, лицам, находившимся на стационарном лечении в медицинских лечебных учреждениях, и гражданам, которым была оказана амбулаторная медицинская помощь; произвести оплату захоронения погибших; произвести выплату денежной компенсации стоимости утраченного личного имущества; установить дополнительные ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1500 рублей на проживающих в Москве детей, потерявших одного или обоих родителей в результате данной аварии.


<*> Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2004. 26 февраля. N 13.

Следует подчеркнуть, что компенсации предоставляются наряду с возмещением вреда, а не вместо такого возмещения. Поскольку возникновение чрезвычайных ситуаций нередко связано с деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, необходимо учитывать особенности наступления ответственности за вред, причиненный такой деятельностью, к которой, в частности, относится использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности. Статьей 1079 ГК РФ установлено, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании.

Об ответственности лиц, виновных в причинении вреда, см. комментарий к ст. 58 настоящего Кодекса.

Статья 62. Расследование случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности.

Комментарий к статье 62

Комментируемая статья содержит нормы, являющиеся новеллой для градостроительного законодательства. На практике и до вступления в действие нового Градостроительного кодекса проводились расследования случаев причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности. Так, согласно Постановлению Правительства Москвы от 15.02.2004 N 75-ПП <*> назначена техническая комиссия по рассмотрению причин аварии первой категории сложности на спортивно-оздоровительном комплексе с аквапарком, установлены конкретные задачи работы данной комиссии, по результатам которой должен быть составлен акт расследования причин аварии; контроль за соблюдением порядка расследования причин аварии возложен на инспекцию Государственного архитектурно-строительного надзора г. Москвы.


<*> Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2004. 26 февраля. N 13.

Введение данной статьи обосновано необходимостью закрепления в законодательном порядке обязательности проведения таких расследований, сроков их проведения, гарантий прав заинтересованных лиц. Результаты расследования необходимы как для определения виновности тех или иных лиц в случившемся, привлечения их к установленной законом ответственности, в том числе возмещению вреда пострадавшим, так и для предотвращения аналогичных случаев в дальнейшем.

Установление порядка проведения расследования об определении причин возникновения ущерба зависит от вида объектов капитального строительного, которые в соответствии с пунктами 2 — 4 комментируемой статьи делятся на три категории. Первую из них составляют объекты, представляющие особую опасность или имеющие особую значимость, в том числе для обороны и безопасности страны.

Согласно Федеральному закону от 21.11.1995 N 170-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «Об использовании атомной энергии» <*> ядерные установки представляют собой сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов.


<*> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4552.

Отнесение объектов к опасным производственным объектам производится в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» <*>.


<*> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3588.

Опасными производственными объектами признаются предприятия или их цехи, участки, площадки, на которых:

  1. получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные и высокотоксичные, а также вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды);
  2. используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;
  3. используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;
  4. получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
  5. ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» <*>.


<*> СЗ РФ. 1998. N 48. Ст. 5938.

Объекты, сведения о которых составляют государственную тайну, определяются в соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 29.06.2004) «О государственной тайне» <*> и Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 (ред. от 29.05.2002) «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» <**>.


<*> СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 8220 — 8235.

<**> СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4775.

Названный Указ относит к специальным объектам пункты управления государством и Вооруженными Силами Российской Федерации, а также другие объекты, обеспечивающие функционирование федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в военное время; к военным объектам боевые позиции войск, пункты управления, полигоны, узлы связи, базы, склады и другие сооружения военного назначения; к режимным объектам — военные и специальные объекты, воинские части, предприятия, организации, учреждения, для функционирования которых установлены дополнительные меры безопасности; к объектам оборонной промышленности — предприятия по разработке, производству и ремонту вооружения, военной техники или снаряжения.

Гарантиями обеспечения гласности при проведении расследования причин нарушения законодательства, повлекших причинение вреда, являются нормы комментируемой статьи об обязательной публикации заключения комиссии по результатам расследования, возможность участия заинтересованных лиц, а также представителей граждан и их объединений в качестве наблюдателей при установлении причин нарушения законодательства, в результате которого причинен вред. Гарантией того, что при расследовании будут учтены интересы как заинтересованных лиц, так и всего населения, является также возможность обжалования заключения комиссии в суде.

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(1 голос, в среднем: 5 из 5)
К списку статей

Статьи по теме

Можно ли вступить в несколько СРО одновременно?
В соответствии с пунктами Федерального закона «О саморегулируемых организациях», можно сделать вывод, что вступить в несколько саморегулируемых организаций можно, только если...
Что такое Национальный реестр специалистов и как в него попасть?
С 1 июля 2017 года вступили в действие изменения в Градостроительном кодексе РФ, согласно которым, руководители всех компаний, имеющих допуск СРО или желающих его получить, должны включить в Национальный реестр как минимум двух специалистов.
Возможен ли возврат взносов в компенсационный фонд?
В соответствии с частью 4 статьи 557 Градостроительного кодекса лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, взнос в компенсационный фонд не возвращается, если…
Выберите город:
Новые СРО Новые СРО Исключенные СРО Исключенные СРО Центральный федеральный округ Москва Тула Балашиха Белгород Брянск Владимир Воронеж Прудно Долгопрудный Домодедово Иваново Калуга Кострома Курск Липецк Люберцы Одинцово Орёл Пушкино Рязань Сафоново Смоленск Тамбов Тверь Щёлково – 4 Электросталь Ярославль Подольск Старый Оскол Красногорск Обнинск Коломна Ковров Серпухов Муром Рыбинск Зеленоград Северо-Западный федеральный округ Санкт-Петербург Архангельск Великий Новгород Вологда Калининград Мурманск Петрозаводск Псков Сыктывкар Череповец Шлиссельбург Ухта Северодвинск Гатчина Волхов Волосово Всеволжск Приозерск Приволжский федеральный округ Нижний Новгород Уфа Пермь Ижевск Йошкар-Ола Казань Киров Оренбург Высокая Гора Самара Саранск Саратов Чебоксары Тольятти Пенза Ульяновск Набережные Челны Стерлитамак Салават Нижнекамск Орск Новочебоксарск Березники Энгельс Балаково Южный федеральный округ Ростов-на-Дону Краснодар Астрахань Волгоград Сочи Яблоновский Таганрог Волжский Волгодонск Новороссийск Новочеркасск Симферополь Севастополь Майкоп Северо-Кавказский федеральный округ Владикавказ Грозный Махачкала Нальчик Пятигорск Ставрополь Назрань Уральский федеральный округ Екатеринбург Тюмень Челябинск Ханты-Мансийск Нижневартовск Новый Уренгой Салехард Сургут Курган Нижний Тагил Магнитогорск Озерск Первоуральск Сибирский федеральный округ Новосибирск Кемерово Красноярск Абакан Барнаул Иркутск Новокузнецк Омск Томск Чита Бердск Улан-Удэ Бийск Искитим Карасук Каргат Татарск Тогучин Куйбышев Черепаново Купино Чулым Барабинск Болотное Обь Горно-Алтайск Ангарск Междуреченск Братск Норильск Ачинск Северск Дальневосточный федеральный округ Владивосток Благовещенск Петропавловск-Камчатский Хабаровск Южно-Сахалинск Якутск Уссурийск Комсомольск-на-Амуре Находка Магадан Биробиджан Тында