Национальные объединения саморегулируемых организаций в строительной сфере получат полномочия по установлению общих для всех отраслевых СРО стандартов работы. Такая инициатива прозвучала в ходе совещания, посвященного модернизации системы саморегулирования, которое провел заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александр Высокинский.
Спикер указал на основную цель саморегулирования в строительстве – минимизацию административных барьеров. «Ключевой задачей саморегуляторов является обеспечение доступа на рынок исключительно квалифицированных игроков. Выбранная стратегия напрямую влияет на повышение качества строительства, – заявил Высокинский. – Однако проведенный анализ выявил уязвимости: отдельные саморегулируемые организации не создали эффективных механизмов внутреннего контроля, о чем свидетельствует присутствие на рынке недобросовестных подрядчиков».
Александр Высокинский представил законопроекты, предусматривающие, что именно нацобъединения будут формировать и утверждать универсальные отраслевые стандарты. Дополнительно предлагается внедрить постоянный надзор за деятельностью саморегуляторов и упростить процедуру исключения организации из госреестра при обнаружении грубых, неустранимых нарушений.
Экспертные оценки и предложения
Олег Сперанский, возглавляющий Правовой департамент российского Минстроя, признал эффективность системы саморегулирования, но выделил ряд проблем. Главной он назвал дисбаланс между законодательными требованиями по очистке отрасли от ненадежных компаний и экономическими интересами самих саморегуляторов, заинтересованных в росте числа членов. Сперанский отметил недостаточную интеграцию существующих инструментов, например, Национального реестра специалистов, с системами СРО, что осложняет проверку соответствия строительных фирм нормативам.
В качестве решения он предложил цифровизацию процессов и объединение данных Единого реестра членов СРО и их обязательств с НРС. Это позволит заказчикам через открытые источники оценивать деловую репутацию подрядчиков, их реальную компетентность и историю контрактов.
Сергей Алёшкин, занимающий пост заместителя главы управления Ростехнадзора акцентировал внимание на неполной реализации саморегуляторами своей компенсаторной функции. «Выплаты ущерба из компфондов ограничены тремя факторами: отсутствием утвержденной методики расчетов, лимитами регрессных требований и пробелами в регулировании ответственности», – пояснил он.
Анвар Шамузафаров, глава НОПРИЗ, привел примеры недобросовестных практик: «Организация с минимальным штатом формально исполняет десятки госзаказов. На деле все работы ведутся субподрядчиками, не имеющими права подписи проектной документации. При этом львиная доля жалоб касается именно качества работ таких "теневых" исполнителей». Он также подчеркнул важность усиления контроля за эксплуатацией уже сданных объектов.