Ушло три года на то, чтобы Правительство закончило разрабатывать Стратегию развития стройотрасли и сферы ЖКХ до 2030 года. Первоначальная версия документа и его последний вариант, который был презентован публике, кардинально отличается от конечного результата. Каждый раздел стратегии посвящен актуальным проблемам отрасли и сформирован перечень задач, нацеленных на их решения. Кроме этого, прописаны конкретные мероприятия, которые соответствуют поставленным целям.
Согласно новому документу строительные саморегуляторы должны принять участие в решении следующих вопросов:
- низкая результативность работы саморегулируемых организаций в части допуска подрядчиков;
- непрозрачность деятельности саморегуляторов;
- необходимость внедрения отлаженной контрольной деятельности СРО и введение рейтинга для их членов, которые позволят сократить риски выплат из компфондов;
- проведение тщательного контроля за качеством работ, выполняемых подрядными организациями, и повышение уровня безопасности строительных объектов.
Институт саморегулирования был создан с целью оптимизировать систему качественного отбора профессиональных участников отрасли, повысить уровень качества строительства и обеспечить требуемую безопасность. Решить перечисленные задачи можно при помощи внедрения добровольного механизма отбора подрядных организаций. Выбор должен основываться на анализе деловой репутации компании и оценке профессионализма. Тестирование механизма запланировано на 2025 год. Кроме этого, необходимо создать благоприятные условия, которые позволят повысить самоконтроль в системе саморегулирования. Также стоит пересмотреть случаи, при которых будут осуществляться выплаты из средств компфондов.
Стратегия включает в себя разработку информационного ресурса, содержащего основную информацию о членах саморегулируемых организаций и их договорных обязательствах. Его планируют синхронизировать с Национальным реестром специалистов. Развитие отрасли предполагает внедрение НОК для специалистов, входящих в национальный реестр. Особое внимание будет уделено внедрению действенного алгоритма персональной ответственности ГИПов и ГАПов.
В прошлом варианте стратегия содержала пункт о включении в действующую систему саморегулирования негосударственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий. Однако было принято решение о нецелесообразности подобного решения.