В конце мая Нац.объединение строителей представило вниманию профессионального сообщества перечень критериев, которые необходимы для распознавания недобросовестной организации системы саморегулирования. Эти данные были опубликованы непосредственно на портале Национального объединения строителей.
Комитет по регламенту НОСТРОЙ, который принимает участие в доработке Положения о раскрытии информации организациями института саморегулирования, разрабатывал данные критерии. Напомним, что в конце апреля было проведено заседание участников указанного комитета, на котором они обозначили свои предложения по доработке как данного Положения, так и высказались по проблеме формирования комплекса замечаний по разрабатыванию требований к разделам сайтов организаций института саморегулирования. Участниками-экспертами были рассмотрены обобщенные предложения по критериям недобросовестности организаций, которые были представлены соответствующей рабочей группой. Кроме того, ими было принято решение о доработке данного списка до конца весны текущего года.
К настоящему моменту нельзя сказать о конкретных критериях недобросовестности организаций системы саморегулирования, которые будут в итоге приняты и утверждены окончательно. Правда, ожидать чего-то экстраординарного не приходится. Как бы то ни было, еще 10 июня 2011 года на заседании раб.группы СРО Северо-Западного федерального округа, темой которого была коммерциализация организаций института саморегулирования, был обозначен перечень критериев, ключевой задачей которых является выявление недобросовестных членов строительного рынка СРО.
- Так, базовыми критериями являются следующие ситуации:
- Процесс внесения средств в компфонд дробится, то есть предоставляются так называемые «рассрочки» для компаний, которые желают стать частью той или иной саморегулируемой организации;
- Сроки по выдаче допусков специально сокращены, из-за чего становится невозможным на практике реализация требований законодательства;
- Оказание такой услуги, как предоставление допусков сразу на все виды работ, а также так называемых «сезонных» допусков, которые выдаются на определенный срок – длительностью, как правило, от трех месяцев до полугода;
- Требований страхования ответственности перед третьими лицами нет.
Второстепенными критериями вычисления «коммерческих», недобросовестных, организаций системы саморегулирования являются:
- Требования к размещению информации на интернет-порталах, которые закреплены на законодательном уровне, не выполняются;
- Организованная система проверок членов-участников саморегулируемых организаций отсутствует;
- Применяются инструменты рекламы, которые нарушают действующее законодательство;
- Членских и вступительных взносов либо нет, либо они минимальны;
- К объему страхового возмещения предъявляются минимальные требования;
- Требования к квалификационному уровню персонала искусственно занижены;
- Количество специалистов контрольных отделов СРО не соответствует общей численности состава членов-участников СРО.
Невзирая на то, что факторы выявления недобросовестных СРО общеизвестны и стандартны, такие организации до сих пор широко представлены в сфере. Борьба с ними требует максимальной самоотдачи и неизменного контроля со стороны Нац.объединения.