Ответы на вопросы координаторов СРО строителей


Вопрос Ответ
1 Для какой категории специалистов необходимо разработать и утвердить квалификационные стандарты в соответствии с ч.5 ст. 55.5 ГрК РФ. Определение квалификационного стандарта дано в части 5 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации:
Квалификационные стандарты саморегулируемой организации являются внутренними документами саморегулируемой организации и определяют характеристики квалификации (требуемые уровень знаний и умений, уровень самостоятельности при выполнении трудовой функции, дифференцированные в зависимости от направления деятельности), необходимой работникам для осуществления трудовых функций по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, осуществлению строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства».
Утверждение квалификационных стандартов относится к компетенции постоянно действующего коллегиального органа управления СРО (ч. 10 ст. 55.5 ГрК РФ; п.1 ч.7 ст.17 315-ФЗ).
В силу требований части 10 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации квалификационные стандарты саморегулируемой организации являются обязательными для всех ее членов, их специалистов и иных работников.
На XII Всероссийском съезде саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства (протокол 12 от 28.09.2016) было принято решение передать НОСТРОЙ права на разработку единых стандартов СРО, в том числе квалификационных стандартов.
Согласно пункту 5.2 устава НОСТРОЙ, члены НОСТРОЙ обязаны соблюдать требования единых стандартов саморегулируемых организаций, в том числе квалификационных стандартов, утвержденных НОСТРОЙ в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
НОСТРОЙ инициирует разработку 9 квалификационных стандартов. В настоящее время ведется работа по подготовке двух квалификационных стандартов:
1) КС СТО СРО «Руководитель строительной организации»
2) КС СТО СРО «Специалист по организации строительства».
В соответствии с п. 6.2.4 СТО НОСТРОЙ 1.0-2017 (утв. Советом НОСТРОЙ 17.02.2017), в квалификационных стандартах НОСТРОЙ устанавливаются требования к квалификации работников членов саморегулируемых организаций и определяются дифференцированные в зависимости от направления деятельности уровни их знаний и умений, а также необходимый уровень самостоятельности при выполнении ими трудовой функции с учетом профессиональных стандартов и требования к прохождению независимой оценки квалификации работника на соответствие профессиональному стандарту.
Нормативные положения квалификационных стандартов устанавливаются с учетом требований пункта 5.3 СТО НОСТРОЙ 1.2-2017 (утв. Советом НОСТРОЙ 15.03.2017):
- Отраслевой рамки квалификации в строительстве реконструкции и капитальном ремонте, утвержденной Советом по профессиональным квалификациям в строительстве;
- профессиональных стандартов в строительстве, определяющих характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции, разработанных в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (статьи 195.1 – 195.3);
- квалификаций, сформированных с учетом Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и утвержденных Советом по профессиональным квалификациям в строительстве;
-требования к проведению независимой оценки квалификации на соответствие квалификации работника положениям профессионального стандарта и настоящим квалификационным стандартам;
- требования к наличию общего трудового стажа по направлению подготовки, специальности в области строительства;
- требования к дополнительному профессиональному образованию, программам переподготовки и повышения квалификации.
2 Когда будет введен в действие откорректированный (расширенный) классификатор специальностей строительного профиля (для включения специалистов в национальный реестр). В соответствии с частью 7 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ в редакции Федерального закона № 372-ФЗ перечень направлений подготовки в области строительства утверждается Министерством строительства РФ (далее по тексту - Перечень).
В настоящее время Перечень не принят.
В соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства РФ Д.Н. Козака от 5 августа 2016 года № ДК-П9-4721:
- срок разработки акта март 2017 года;
- предполагаемый срок принятия акта II квартал 2017 года.
Проект приказа, которым должен утверждаться Перечень, в настоящий момент проходит процедуру оценки регулирующего воздействия (ОРВ).
Ознакомиться с процессом прохождения Проектом приказа ОРВ можно по адресу:
http://regulation.gov.ru/projects?type=Grid#npa=61768.
Классификатор разрабатывать не планируется.
3 При каких условиях специалист, подавший заявление в НРС, получит право на организацию строительства особо опасных, технически сложных и уникальных объектов? Достаточно ли ему для этого иметь только аттестацию по соответствующим областям аттестации в соответствии с Приказом Ростехнадзора №37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций поднадзорных Ростехнадзору»? В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ в редакции Федерального закона № 372-ФЗ выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по договорам строительного подряда, заключаемым с застройщиком, техническим заказчиком, лицом ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов).
В соответствии с частью 6 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ в редакции Федерального закона № 372-ФЗ квалификационные требования к специалистам по организации строительства (главный инженер проекта), трудовая функция которого включает организацию выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства и сведения о которых включены в НРС устанавливаются в стандартах СРО и во внутренних документах СРО.
В соответствии с частью 7 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ в редакции Федерального закона № 372-ФЗ требования к членам СРО осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, дифференцированные с учетом технической сложности и потенциальной опасности таких объектов, устанавливаются во внутренних документах саморегулируемой организации и не могут быть ниже минимально установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства РФ Д.Н. Козака от 5 августа 2016 года № ДК-П9-4721:
- срок разработки акта март 2017 года;
- предполагаемый срок принятия акта II квартал 2017 года.
Проект Постановления Правительства РФ в настоящий момент проходит процедуру оценки регулирующего воздействия (ОРВ). На данный момент при подготовке заключения по итогам процедуры ОРВ принято отрицательное решение по прохождению указанного этапа, Минэкономразвития подготовлено заключение с предложениями о доработке проекта акта.
Ознакомиться с процессом прохождения Проектом Постановления Правительства РФ ОРВ можно по адресу:
http://regulation.gov.ru/projects?type=Grid#npa=59319.
Сделать окончательный вывод о минимальных требованиях к специалисту по организации строительства, выполняющему работы на особо опасном объекте можно будет только после вступления в силу Постановления Правительства РФ.
4 Каков будет статус квалификационных стандартов для руководителей и специалистов, осуществляющих строительство особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии, членов СРО – добровольный или обязательный с 1 июля 2017 г.? см. ответ на вопрос № 1
5 Имеет ли 372-ФЗ «обратную силу», в отношении индивидуальных предпринимателей, которые уже являются членами СРО более 7 лет, но имеют среднетехническое строительное образование, можно ли его включать сейчас в НРС, с учётом того, что через год он получит высшее строительное образование (дистанционно, заочно)? Требования к специалистам для включения в Национальный реестр специалистов соответствующей сферы деятельность строительной отрасли определены в статье 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ в редакции Федерального закона № 372-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ в редакции Федерального закона № 372-ФЗ наличие высшего образования по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства является минимальным требованием к такому специалисту. Исключений из указанной нормы закон не содержит, из чего можно сделать вывод, что образование специалиста, который желает быть включенным в Национальный реестр специалистов, не может быть ниже по уровню, чем высшее образование.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 10 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» среднее профессиональное образование не относится к одному из уровней высшего образования: бакалавриат, специалитет, магистратура или подготовка кадров высшей квалификации.
Таким образом, в Национальный реестр специалистов не могут быть включены специалисты (в том числе индивидуальные предприниматели), не имеющие высшее образование.
  Примечание: касательно «обратной силы закона».
Указанный термин связан с распространением действия закона на правоотношения, возникшие до опубликования нормативно-правового акта (до даты его принятия).
Все нормативно-правовые акты действуют в рамках, очерченных во времени, в пространстве и по кругу охватываемых этими актами лиц.
Действие закона, равно как и любого другого нормативного акта, начинается с момента вступления его в силу, а прекращается с момента утраты им юридической силы.
В данном же случае вопрос связан не с распространением действия № 372-ФЗ на возникшие ранее правоотношения, а с возможностью установить для специалистов более мягкие требования по включению в НРС. Такой возможности законом не предусмотрено.
6 Какое количество часов обучения будет достаточным для получения специалистом со среднетехническим строительным образованием (техникум) высшего строительного образования (дистанционно, заочно), т.е. через систему профессиональной переподготовки (например, МГСУ предлагает с присвоением квалификации ПГС - 1368 ак. часов; без присвоения квалификации – 614 ак. часов)? Требования к специалистам по организации строительства для включения в Национальный реестр специалистов в области строительства установлены ч.6. статьи 55.5-1 «Специалисты по организации инженерных изысканий, специалисты по организации архитектурно-строительного проектирования, специалисты по организации строительства» ГрК РФ и содержат требование по наличию у специалиста высшего образования по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства. Прохождение профессиональной переподготовки не заменяет необходимости получения специалистом высшего образования по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства.
7 Специалист работает в организации, которая состоит в 2-х СРО (строительной и проектировщиков). Можно ли данного специалиста включать в два национальных реестра соответственно НОСТРОЙ и НОПРИЗ? Градостроительный кодекс РФ в редакции Федерального закона № 372-ФЗ не содержит прямого запрета на включение специалиста, трудоустроенного в организации, которая состоит одновременно в СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, и в СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, в соответствующие сферам деятельности Национальные реестры специалистов.
Трудовой договор такого специалиста должен быть заключен в целях осуществления следующих работ:
1. организации подготовки проектной документации;
2. организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Должностные обязанности такого специалиста должны включать в себя как обязанности, перечисленные в части 3 статьи 55.5-1 Градостроительный кодекс РФ в редакции Федерального закона № 372-ФЗ (должностные обязанности специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования), так и обязанности, перечисленные в части 5 указанной правовой нормы (должностные обязанности специалистов по организации строительства).
Кроме того, у такого специалиста должен быть как 3-х летний стаж на инженерной должности в организациях, осуществляющих подготовку проектной документации, так и 3-х летний стаж на инженерной должности в организациях, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.
При этом, требование о наличии общего трудового стажа по профессии, специальности и направлению подготовки в области строительства не менее чем десять лет, по нашему мнению, не отличается при внесении в данные Национальные реестры специалистов.
8 Если по состоянию на 01.07.2017 г. не все специалисты СРО будут включены в НРС (по техническим, организационным причинам), будет ли Ростехнадзор подтверждать статус СРО? Возможно ли в таком случае продлить срок подачи пакета документов для остальных специалистов до 1.09.2017г.? Федеральным законом от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 191-ФЗ) не предусмотрена процедура подтверждения статуса СРО.
Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ с 01.10.2017 Ростехнадзор будет принимать решение об исключении сведений о некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, из государственного реестра саморегулируемых организаций в следующих случаях:
1) некоммерческая организация, имеющая статус саморегулируемой организации, не представила в Ростехнадзор документы, подтверждающие соответствие такой некоммерческой организации требованиям, установленным частями 1 - 4 статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс). Обязанность по приведению внутренних документов для некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, в соответствие с требованиями законодательства о градостроительной деятельности установлена частью 15 статьи 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ.
2) членами саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, являются индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, не зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация, за исключением иностранных юридических лиц, а также случая, если на территории субъекта Российской Федерации отсутствует зарегистрированная в установленном законом порядке саморегулируемая организация, соответствующая требованиям, предусмотренным частью 3 статьи 55.4 Кодекса.
Нормы частей 1-4 статьи 55.4 Кодекса не содержат требование о включении специалистов членов СРО в Национальный реестр специалистов. Такое требование содержится в статье 55.5-1 Кодекса в редакции Федерального закона № 372-ФЗ.
Совокупность указанных норм позволяет сделать вывод, что наличие специалистов, включенных в НРС, не будет являться предметом проверки СРО в рамках полномочия Ростехнадзора, установленного частью 3 статьи 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ.
  К подобному выводу можно прийти также при анализе документов и форм, размещенных на сайте Ростехнадзора по адресу: http://gosnadzor.ru/building/inspect/compliance%20SRO/.
В информационном письме и форме предоставления сведений СРО в Ростехнадзор не содержится сведений о специалистах по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, включенных в Национальный реестр специалистов в области строительства.
  В частности, на сайте Ростехнадзора http://gosnadzor.ru/building/inspect/FAQ/confirmation/ в разделе вопросы-ответы, размещен ответ на вопрос «Будет ли зависеть «перерегистрация» СРО от наличия у членов СРО специалистов, включенных или не включенных в Национальный реестр специалистов?»:
«Таким образом, отсутствие в Национальном реестре специалистов сведений о специалистах членов саморегулируемых организаций не входит в перечень оснований для исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемой организации
Крайний срок направления документов – 30.06.2017.
9 Для своевременного выполнения мероприятий по исполнению Федерального закона № 372-ФЗ от 03.07.2016г. представляется очень важным скорейшее решение следующих вопросов:

Уточнение содержания документа под названием «Положение об организации профессионального обучения, аттестации работников членов саморегулируемой организации». Организация профессионального обучения не является функцией СРО, а аттестация с 1 июля 2017г. будет обязательной только для сотрудников организаций работающих на особо опасных объектах. Непонятно также, на какой теоретической базе разрабатывать «Квалификационные стандарты», а также «Стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности».
Требование о необходимости разработки и утверждения саморегулируемыми организациями Положения об организации профессионального обучения, аттестации работников членов саморегулируемой организации напрямую законодательством не установлено.
Вместе с тем, Ростехнадзор России включает данный документ в число обязательных внутренних документов саморегулируемой организации (см. Перечень документов СРО, размещенных на сайте Ростехнадзора России: http://www.gosnadzor.ru/building/inspect/compliance%20SRO/). Вывод о необходимости наличия в СРО указанного Положения сделан Ростехнадзором на основании нормы п. 6 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 315-ФЗ, в соответствии с которой к основным функциям СРО относится «организация профессионального обучения, аттестации работников членов саморегулируемой организации или сертификации произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами».
Указанная позиция Ростехнадзора России представляется необоснованной в силу следующих обстоятельств:
- Функция СРО, указанная в пункте 6 части 1 статьи 6 Федерального закона № 315-ФЗ, не относится к обязательным функциям СРО в силу части 5 указанной статьи закона;
- Саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство, утверждали требования к аттестации работников своих членов с учетом положений пункта 3 части 8, пункт 2 части 8.2 статьи 55.5 Градостроительного кодекса РФ (в действующей редакции), устанавливающих обязательность получения не реже чем один раз в пять лет дополнительного профессионального образования работниками членов СРО с проведением аттестации. Указанные положения Градостроительного кодекса РФ утрачивают силу с 01.07.2017.
- В соответствии с требованиями части 4 статьи 55.5 Градостроительного кодекса РФ (в ред. Федерального закона № 372-ФЗ), каждая СРО обязана разработать квалификационные стандарты. Квалификационные стандарты будут разрабатываться с учетом требования к прохождению независимой оценки квалификации работника на соответствие профессиональному стандарту (п. 6.2.4 СТО НОСТРОЙ 1.0-2017). Одновременное установление требований к аттестации работников членов СРО и прохождению ими независимой оценки квалификации представляется избыточным, поскольку по своей сути обе эти процедуры направлены на достижение одного и того же результата.
- Тем саморегулируемым организациям, которые будут иметь намерение, несмотря на все вышеперечисленные обстоятельства, осуществлять функцию по организации профессионального обучения и аттестации работников своих членов, закон не запрещает это делать. Однако даже в этом случае СРО могут не принимать отдельный документ, регулирующий порядок осуществления указанной функции, поскольку пункт 6 части 1 статьи 6 Федерального закона № 315-ФЗ не содержит прямого требования о необходимости разработки и утверждения саморегулируемой организацией Положения об организации профессионального обучения, аттестации работников членов саморегулируемой организации как обязательного внутреннего документа.
Учитывая изложенное, представляется целесообразным согласовать с Ростехнадзором России вопрос об отсутствии необходимости разработки и утверждения СРО Положения об организации профессионального обучения, аттестации работников членов саморегулируемой организации в качестве обязательного внутреннего документа. Данный документ должен разрабатываться по желанию саморегулируемой организации.
Вопрос по квал. стандартам см. вопрос № 1
10 Согласно части 1 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ специалистом по организации строительства является физическое лицо, которое имеет право осуществлять по трудовому договору
- функции по организации выполнения работ по строительству в должности главного инженера проекта. В большинстве строительных организаций нет и никогда не было должности главного инженера проекта. Как быть в такой ситуации? Кого НОСТРОЙ будет включать в национальный реестр специалистов?
В соответствии с частью 1 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ в редакции Федерального закона № 372-ФЗ (далее по тексту – Кодекс) специалистом по организации строительства является физическое лицо:
1. которое имеет право осуществлять по трудовому договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, трудовые функции по организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в должности главного инженера проекта;
2. сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области строительства.
В соответствии с частью 6 статьи 55.5-1 Кодекса сведения о физическом лице включаются НОСТРОЙ в национальный реестр специалистов в области строительства на основании заявления такого лица при условии его соответствия следующим минимальным требованиям:
1) наличие высшего образования по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства;
2) наличие стажа работы в организациях, выполняющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства на инженерных должностях не менее чем три года;
3) наличие общего трудового стажа по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства не менее чем десять лет;
4) повышение квалификации специалиста по направлению подготовки в области строительства не реже одного раза в пять лет;
5) наличие разрешения на работу (для иностранных граждан).
Совокупное прочтение указанных норм позволяет сделать вывод, что при включении физического лица в Национальный реестр специалистов в области строительства НОСТРОЙ не проверяет наличие у физического лица действующего трудового договора, в том числе заключенного с условием на осуществление работником трудовой функции главного инженера проекта (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы).
11 1) Нужно ли включать в штатное расписание должность специалиста по организации строительства (ГИП) и делать соответствующую запись в трудовую книжку?
  2) П.2 ч.6 ст.55.5 ГрК РФ установлены требования к наличию у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов … по организации строительства (главных инженеров проектов), трудовая функция которых включает …. организацию работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства и сведения о которых включены в национальные реестры специалистов. Профессиональным стандартом «Организатор строительного производства» (приказ Минтруда России № 930Н от 21.11.2014) возможные наименования должностей – мастер, мастер строительного участка, прораб, начальник стройки и т.п. Как правильно назвать должности?
В соответствии со статьей 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения – это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы).
В соответствии со статьей 57 Трудового кодекса РФ обязательным для включения в трудовой договор является условие о трудовой функции (работе по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работы).
Таким образом, трудовое законодательство ставит во главу угла соглашение о выполнении именно определенной трудовой функции.
В соответствии с частью 1 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ в редакции Федерального закона № 372-ФЗ (далее по тексту – Кодекс) специалистом по организации строительства является физическое лицо , которое имеет право осуществлять по трудовому договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, трудовые функции по организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в должности главного инженера проекта; сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области строительства.
Из указанной нормы можно также сделать вывод, что основным является осуществление именно трудовой функции, которая при этом должна включать в себя в том числе объем работ по организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства в должности главного инженера проекта.
Наименование должности специалиста зависит от его должностных обязанностей в организации. При определении должности специалиста можно руководствоваться утвержденными профессиональными стандартами, а также тарифно-квалификационными справочниками.
Согласно статье 195.3 ТК РФ профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями в части содержащихся в них требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Одобренный Советом по профессиональным квалификациям в строительстве (протокол № 17 от 28.10.2016) и внесенный в Минтруд России проект профессионального стандарта «Организатор строительного производства» содержит требования по обобщенной трудовой функции «Организация строительного производства на участке строительства (объектах капитального строительства)».
Проект Профессионального стандарта предлагает для указанной трудовой функции следующие возможные наименования должностей:
- Начальник строительства;
- Начальник (строительного) участка;
- Руководитель проекта;
- Главный инженер проекта (организатор строительства).
12 Возникает вопрос - строительной организации - члену СРО необходимо направлять документы для включения в Национальный реестр специалистов на 2-х специалистов или же на 2-х специалистов и руководителя? Правовой департамент Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в письме от 28.12.2016 № 44589-СМ/02 дал следующее разъяснение по данному вопросу.
Законодательством РФ установлено право индивидуального предпринимателя или руководителя юридического лица, членство которых в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства является обязательным, либо самостоятельно выполнять функции по организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, либо возложить указанные функции на соответствующих специалистов (главных инженеров проекта или главных архитекторов проекта).
При этом по мнению Минстрой России, из совокупности норм Градостроительного кодекса РФ в редакции Федерального закона № 372-ФЗ следует, что сведения об индивидуальном предпринимателе или руководителе юридического лица, самостоятельно организующем строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, как и о специалистах, должны быть включены в национальный реестр специалистов в области строительства.
13 Будет ли в национальном реестре специалистов информация о месте постоянной работы специалиста? В соответствии с пунктом 8.1 Регламента по ведению Национального реестра специалистов в области строительства (одобрен Советом Ассоциации «Национальное объединение строителей», протокол от 17.02.2017 № 94) в Национальный реестр специалистов в области строительства включаются как сведения о специалистах, являющихся работниками членов саморегулируемых организаций, так и сведения о специалистах, не состоящих в трудовых отношениях с членами СРО. Следовательно, в Базе данных Национального реестра специалистов в области строительства информации о текущем основном месте работы специалиста может не быть. При наличии такой информации в Базе данных Национального реестра специалистов в области строительства она включается в выписку из Национального реестра специалистов в области строительства, предоставляемую по запросу любого заинтересованного лица (п. 17.1.1 Регламента по ведению Национального реестра специалистов в области строительства).
14 Строительство, это не только выполнение общестроительных работ (жилые дома, объекты соцкультбыта, производственные объекты), но и линейные сооружения: связь, электрические сети, водоотводы и канализационные коллекторы (как самостоятельные объекты) и их сооружения выполняется специализированными организациями и если по диплому об образовании предложения НОСТРОЙ подготовлены, то по их записям в трудовых книжках много несоответствий (наименование должности нет в квалификационных справочниках). В образце заполненного заявления включен стаж рабочего в строительной организации это понятно, а например - монтажник пуско-наладочной организации входит в 10-и летний стаж? Кто решает?
В этом случае до заполнения заявления нужна консультация уполномоченного специалиста НОСТРОЙ, имеющего право принимать оперативные решения по горячей линии.
Принятие решения о соответствии стажа специалиста требованиям ч.6. ст. 55.5-1 «Специалисты по организации инженерных изысканий, специалисты по организации архитектурно-строительного проектирования, специалисты по организации строительства» ГрК РФ о наличии у специалиста общего трудового стажа по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства не менее чем десять лет будет приниматься Комиссией по ведению Национального реестра специалистов в области строительства (утверждена решением Совета Ассоциации «Национальное объединение строителей», протокол от 15.03.2017 № 95) на основании экспертизы заявления компетентными специалистами. Проверка соответствия квалификационным требованиям специалиста по организации работ находится в компетенции НОСТРОЙ.
Горячая линия по вопросам Национального реестра специалистов в области строительства будет организована в Ассоциации «Национальное объединение строителей» в ближайшее время.
15 По мнению сотрудников отдела РТН по надзору за СРО при подготовке новых внутренних документов для подтверждения статуса упоминание о нотариальном удостоверении каких-либо документов, в том числе для специалистов национального реестра строителей будет считаться нарушением, что приведет к отказу в подтверждении статуса СРО.
В свою очередь, представитель НОСТРОЙ, присутствующий на Семинаре, указал на обязательный порядок нотариального удостоверения копии диплома и подписи специалиста на заявлении в НРС.
Регламентом ведения Национального реестра специалистов в области строительства, включения в него сведений о физическом лице, их изменения или исключения (далее – Регламент) установлен следующий порядок заверения копий документов, прилагаемых к заявлению о включении сведений в НРС:
1. Копии документов о высшем образовании заявителя по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства должны быть заверены нотариально (п.7.8.2 Регламента);
2. Копия трудовой книжки должна быть заверена текущим (последним) работодателем или нотариусом (п. 7.8.4 Регламента);
3. Выписка из личного дела или из послужного списка должна быть заверена военным комиссариатом, иным органом и организацией, осуществляющей хранение личных дел Заявителя, проходившего военную, государственную гражданскую службу, государственную службу иных видов, муниципальную службу (п. 7.8.4 Регламента);
4. Копия должностной инструкции, выписка из должностной инструкции или трудового договора должна быть заверена текущим (последним) работодателем (п. 7.8.4 Регламента).
В отношении остальных документов, прилагаемых в копиях к заявлению о включении сведений в НРС, Регламент устанавливает следующие требования:
• При подаче документов через саморегулируемую организацию, осуществляющую функции Оператора, соответствие копий документов их оригиналам может быть установлено работником Оператора, либо копии документов должны быть удостоверены нотариально (п. 8.2.3, п. 8.4 Регламента). Аналогичный порядок установлен при подаче документов в НОСТРОЙ лично Заявителем либо его представителем (п. 8.9 Регламента);
• При направлении документов по почте непосредственно в НОСТРОЙ нотариально должны быть удостоверены следующие документы (п. 7.8.9 Регламента):
  Решение о необходимости нотариального заверения копий документов о высшем образовании и нотариальном удостоверении подписи заявителя на заявлении о включении сведений в НРС было принято Советом НОСТРОЙ (протокол № 94 от 17.02.2017) в целях недопущения включения в НРС недостоверных сведений.
16 С 01.07.2017 в Градостроительном кодексе РФ не будет содержаться требование о проведении аттестации специалистов членов СРО. Из положений статьи 6 ФЗ «О саморегулируемых организациях» также следует, что организация аттестации работников членов СРО не является обязательной функцией СРО. Однако в перечне документов для подтверждения статуса СРО, размещенном на сайте Ростехнадзора, имеется документ «Об организации профессионального обучения, аттестации работников членов СРО». Вправе ли СРО не устанавливать в своих внутренних документах требование об аттестации, не разрабатывать соответствующее положение и т.д.? Какова позиция Ростехнадзора по этому вопросу? см. вопрос № 9
17 В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, а также руководителям юридического лица, самостоятельно организующим выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, - наличие высшего образования соответствующего профиля и стажа работы по специальности не менее чем 5 лет.
В организации нестроительной сферы и имеющей строительные подразделения и осуществляющих строительство, для которого необходимо членство в саморегулируемой организации, руководитель {лицо, действующее от имени юридического лица без доверенности) обычно не соответствует вышеуказанным требованиям закона, и достижение таких требований не предполагается и в будущем. В Федеральном законе «Об обществах с ограниченной ответственностью» и в Федеральном законе «Об акционерных обществах» понятие «руководитель» отсутствует. При этом именно хозяйственные общества составляют подавляющее большинство членов саморегулируемых организаций.
В разделе «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельности» (приложение к Приказу Минздравсоцразвития России от 23.04.2008 № 188) к руководителям относятся начальник производственно-технического отдела, производитель работ и другие должности, не являющиеся руководителем юридического лица как лицом, действующим от имени юридического лица без доверенности.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 55.5-1 Кодекса для включения специалиста в национальный реестр специалистов требуется наличие стажа работы соответственно в организациях, выполняющих инженерные изыскания, осуществляющих подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства на инженерных должностях не менее чем три года.
Следует ли понимать, что в смысле п. 1 ч. 6 ст. 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации руководителем юридического лица, осуществляющего строительство, можно признать любое должностное лицо, относящееся к руководителей согласно приказу Минздравсоцразвития России от 23.04.2008 № 188?
Правовой департамент Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в письме от 28.12.2016 № 44589-СМ/02 дал следующее разъяснение по данному вопросу.
Законодательством РФ установлено право индивидуального предпринимателя или руководителя юридического лица, членство которых в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства является обязательным, либо самостоятельно выполнять функции по организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, либо возложить указанные функции на соответствующих специалистов (главных инженеров проекта или главных архитекторов проекта).
При этом по мнению Минстрой России, из совокупности норм Градостроительного кодекса РФ в редакции Федерального закона № 372-ФЗ следует, что сведения об индивидуальном предпринимателе или руководителе юридического лица, самостоятельно организующем строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, как и о специалистах, должны быть включены в национальный реестр специалистов в области строительства.
Как нам кажется, законодатель в пункте 1 части 6 статьи 55.5 использовал термин «руководитель юридического лица» в смысле единоличного исполнительного органа (лица, имеющего право действовать от юридического лица без доверенности). К такому выводу можно прийти по следующим основаниям:
- используется термин «руководитель юридического лица», а не работник в должности «руководителя организации». Таким образом, имеется в виду именно руководитель юридического лица как гражданско-правового образование, а не один из немногих специалистов в организации в должности руководителя какого-то из отделов;
- квалификационные требования данной нормой установлены одновременно к индивидуальному предпринимателю и к руководителю юридического лица. По сути своей законодатель ставит их на 1 уровень. В юридическом лице именно единоличный исполнительный орган соответствует уровню индивидуального предпринимателя с точки зрения принятия решений и полномочий.
18 П.1 ч.6 ст.55.5 ГрК РФ установлены квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, а также руководителям юридического лица, самостоятельно организующим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства – что под этим подразумевается? В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ в редакции Федерального закона № 372-ФЗ выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по договорам строительного подряда, заключаемым с застройщиком, техническим заказчиком, лицом ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов).
Правовой департамент Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в письме от 28.12.2016 № 44589-СМ/02 дал следующее разъяснение по данному вопросу.
Законодательством РФ установлено право индивидуального предпринимателя или руководителя юридического лица, членство которых в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства является обязательным, либо самостоятельно выполнять функции по организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, либо возложить указанные функции на соответствующих специалистов (главных инженеров проекта или главных архитекторов проекта).
При этом по мнению Минстрой России, из совокупности норм Градостроительного кодекса РФ в редакции Федерального закона № 372-ФЗ следует, что сведения об индивидуальном предпринимателе или руководителе юридического лица, самостоятельно организующем строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, как и о специалистах, должны быть включены в национальный реестр специалистов в области строительства.
19 Должен ли индивидуальный предприниматель быть специалистом по организации строительства, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области строительства? Правовой департамент Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в письме от 28.12.2016 № 44589-СМ/02 дал следующее разъяснение по данному вопросу.
Законодательством РФ установлено право индивидуального предпринимателя или руководителя юридического лица, членство которых в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства является обязательным, либо самостоятельно выполнять функции по организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, либо возложить указанные функции на соответствующих специалистов (главных инженеров проекта или главных архитекторов проекта).
При этом по мнению Минстрой России, из совокупности норм Градостроительного кодекса РФ в редакции Федерального закона № 372-ФЗ следует, что сведения об индивидуальном предпринимателе или руководителе юридического лица, самостоятельно организующем строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, как и о специалистах, должны быть включены в национальный реестр специалистов в области строительства.
20 ч.5 ст.55-51 ГрК РФ - К должностным обязанностям специалистов по организации строительства (ГИП) относятся:
4) подписание следующих документов:
а) акта приемки объекта капитального строительства;
б) документа, подтверждающего соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов;
в) документа, подтверждающего соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
г) документа, подтверждающего соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения (при их наличии).
ч.3 ст.55 ГрК РФ
5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, …. и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора.
То есть подписывается руководителем организации.
Кто должен подписывать документы?
  В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ в редакции Федерального закона № 372-ФЗ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда.
Лицо, осуществляющее строительство в понимании Градостроительного кодекса – не руководитель, а юридическое лицо.
Таким образом, документы, указанные в пунктах 5 и 6 части 3 статьи 5 должен подписывать уполномоченный сотрудник лица осуществляющего строительство, в данном случае специалист по организации строительства лица, осуществляющего строительство.
21 Просим разъяснить, что понимается под минимальными требованиями в части кадрового обеспечения членов саморегулируемой организации (с учетом письма Минстроя России № 44589-СМ/02 от 28.12.2016 г.): это только специалисты по организации строительства, включенные в национальный реестр специалистов (в том числе руководители юридического лица и индивидуальный предприниматель) или два специалиста, включенные в реестр плюс руководитель юридического лица или индивидуальный предприниматель? См. вопрос № 12
22 Ч.6 ст.55.5 ГрК РФ (вступает в силу с 01.07.2017 г.) установлены минимальные квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, а также руководителям юридического лица, самостоятельно организующим выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, - наличие высшего образования соответствующего профиля и стажа работы по специальности не менее чем пять лет. Необходимо ли руководителю юридического лица и индивидуальному предпринимателю соответствовать предъявляемым требованиям, если у них есть два специалиста со стажем работы и профилем образования, соответствующих требованиям для специалистов по организации строительства? См. вопрос № 12
23 Что необходимо понимать под «руководителем юридического лица самостоятельно организующим строительство» в соответствии с п. 1 ч.6 ст. 55.5 Град. кодекса и может ли этот руководитель юридического лица учитываться в числе 2 специалистов по организации строительства, в соответствии с п. 2 ч.6 ст. 55.5 Град. кодекса?
(У Индивидуального предпринимателя или юридического лица должно быть по месту основной работы не менее 2 специалистов по организации строительства (главных инженеров проектов) трудовая функция которых включает организацию выполнения работ по строительству и сведения о которых включены в Национальный реестр специалистов).
См. вопросы № 12, 18
24 Требования к специалистам - три года стаж в инженерных должностях. Каков перечень таких должностей, и есть ли правовой акт регламентирующий инженерные должности в строительстве. В соответствии с частью 6 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ в редакции ФЗ № 372-ФЗ сведения о физическом лице, включаются Национальным объединением саморегулируемых организаций в национальный реестр специалистов в области строительства при условии его соответствия, в том числе, минимальному требованию: наличие стажа работы в организациях, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства на инженерных должностях не менее чем три года.
  В настоящий момент на законодательном уровне не решен вопрос о том, какие конкретно должности относятся к инженерным должностям. Действующие квалификационные справочники разделяют должности на 3 категории:
- должности руководителей;
- должности специалистов;
- должности других служащих.
  Отнесение служащих к категориям осуществляется в зависимости от характера преимущественно выполняемых работ, составляющих содержание труда работника (организационно-административные, аналитико-конструктивные, информационно-технические).
 
25 Может ли быть заявлен директор организации (при наличии у него инженерно-строительного образования, стажа в инженерных должностях 3 года, стажа по специальности 10 лет) в национальный реестр в качестве специалиста. Если да, то сколько еще специалистов необходимо для выполнения минимальных требования по специалистам ( 1 или 2), и необходимо ли его принять Главным инженером проекта по основному месту работы, а директором по совместительству? Так как в ст. 55.5 и 55.5-1 речь идет о должности Главный инженер проекта, и эти специалисты должны быть внесены в Национальный реестр. См. вопрос № 12
26 Зачитывается ли стаж в должности директора строительной организации как стаж по специальности или стаж в инженерных должностях при наличии соответствующей должностной инструкции? Должность руководителя является высшей категорией в современной структуре должностей.
В соответствии с частью 1 пункта 6 статьи 55.5 руководитель юридического лица может самостоятельно организовать строительство, реконструкцию капитальный ремонт объектов капитального строительства при соответствии квалификационным требованиям.
С учетом изложенного, считаем, что стаж в должности директора строительной организации должен учитываться как стаж на инженерной должности.
27 Статья 55.5. устанавливает требования для руководителей строительной организации, самостоятельно организующих строительство. При этом требования о включении их в реестр нет. Вопрос: это требование касается всех руководителей строительных организаций. Что означает формулировка "Руководитель самостоятельно организующий строительство"? См. вопрос № 18
28 Документы на специалиста, предоставленные в копии (кроме нотариально удостоверенных) должны быть заверены последним работодателем? Регламентом ведения Национального реестра специалистов в области строительства, включения в него сведений о физическом лице, их изменения или исключения (далее – Регламент) установлен следующий порядок заверения копий документов, прилагаемых к заявлению о включении сведений в НРС:
1. Копии документов о высшем образовании заявителя по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства должны быть заверены нотариально (п.7.8.2 Регламента);
2. Копия трудовой книжки должна быть заверена текущим (последним) работодателем или нотариусом (п. 7.8.4 Регламента);
3. Выписка из личного дела или из послужного списка должна быть заверена военным комиссариатом, иным органом и организацией, осуществляющей хранение личных дел Заявителя, проходившего военную, государственную гражданскую службу, государственную службу иных видов, муниципальную службу (п. 7.8.4 Регламента);
4. Копия должностной инструкции, выписка из должностной инструкции или трудового договора должна быть заверена текущим (последним) работодателем (п. 7.8.4 Регламента).
В отношении остальных документов, прилагаемых в копиях к заявлению о включении сведений в НРС, Регламент устанавливает следующие требования:
• При подаче документов через саморегулируемую организацию, осуществляющую функции Оператора, соответствие копий документов их оригиналам может быть установлено работником Оператора, либо копии документов должны быть удостоверены нотариально (п. 8.2.3, п. 8.4 Регламента). Аналогичный порядок установлен при подаче документов в НОСТРОЙ лично Заявителем либо его представителем (п. 8.9 Регламента);
• При направлении документов по почте непосредственно в НОСТРОЙ нотариально должны быть удостоверены следующие документы (п. 7.8.9 Регламента):
  Решение о необходимости нотариального заверения копий документов о высшем образовании и нотариальном удостоверении подписи заявителя на заявлении о включении сведений в НРС было принято Советом НОСТРОЙ (протокол № 94 от 17.02.2017) в целях недопущения включения в НРС недостоверных сведений.
29 Возможны ли варианты наименования должностей для специалистов, вносимых в национальный реестр? Или оба специалиста должны быть трудоустроены на должность Главный инженер проекта? См. вопрос № 10
30 Частью 4.2. Регламента ведения НРС закреплены полномочия Оператора. Что включает в себя первичная проверка документов? Необходимо ли оператору ограничиваться только лишь удостоверением подлинности представленных документов и соответствию стажа? Или необходимо направлять запросы в ВУЗы для проверки подлинности дипломов? Полномочия Оператора НРС установлены в пунктах 4.2, 8.2 Регламента.
К полномочиям Оператора относятся:
1. прием заявлений и приложенных документов о включении сведений в Реестр специалистов, об их изменении, а также заявлений и иных обращений об исключении сведений из Реестра специалистов;
2. первичная проверка документов;
3. внесение сведений из документов в АИС НРС и их передачу на рассмотрение в НОСТРОЙ.
При этом в ходе первичной проверки документов работник Оператора устанавливает:
• личность заявителя или его представителя по предъявляемому им документу, удостоверяющему личность;
• соблюдение требований к подписанию заявления, установленных пунктами 7.5 и 7.6 Регламента;
• соответствие копий документов, предоставленных при подаче заявления, их оригиналам и (или) наличие на таких копиях отметок об удостоверении их подлинности нотариусом и Работодателем, в установленных Регламентом случаях.
Формальная экспертиза (раздел 9 Регламента), текущий контроль достоверности данных (раздел 10 Регламента) и углубленная проверка заявлений о включении сведений в НРС (раздел 11 Регламента) выполняются работниками НОСТРОЙ и к функциям Оператора НРС не относятся.
31 Каким образом подтверждается, что строительная организация вела строительную деятельность кроме кодов ОКВЭД? В целях определения стажа на должности, занимаемой в организации осуществляющей строительную деятельность.
  По каким показателям юридическое лицо, осуществляющее строительство не в качестве основного вила деятельности, и которому необходимо членство в саморегулируемой организации, можно признать организацией, осуществляющей строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства применительно к п. 2 ч. 6 ст. 55.5-1 Кодекса?
На наш взгляд подтвердить строительную деятельность юридического лица можно по одному из следующих критериев:
- наличие соответствующих кодов ОКВЭД;
- наличие в тот или иной промежуток времени свидетельства о допуске к работам, выданного СРО в сфере строительства;
- лицензией на осуществление строительных работ (до 2010 года);
- предоставлением организацией доказательств фактического осуществления строительных работ (договор подряда с подтверждением его исполнения).

Источник: НОСТРОЙ

Работаем со всеми
городами России
Включение ваших специалистов в НРС
Справка о несудимости бесплатно за 3 дня!

Есть проф.переподготовка и аттестация

Подбор специалистов в вашем регионе
  • Реальные специалисты
  • Гарантия включения в реестр только от вашей компании
Доход для
специалистов-строителей!
Статьи
Как выбрать СРО - основные требования, правила и документы для вступления в СРО и затраты на допуск
Выбор наиболее подходящей саморегулируемой организации необходимо осуществлять очень тщательно, так как от этого полностью зависит дальнейшая работа организации.
Виды СРО – для чего нужны СРО и всем ли необходимо вступать в саморегулируемую организацию
С 2010 года в связи с отменой государственного лицензирования строительства организациям, деятельность которых связана с инженерными изысканиями, строительством и проектированием, нужно в обязательном порядке вступить в саморегулируемые организации и получить допуск СРО для осуществления указанных работ.
Все статьи
Выберите город:
Центральный федеральный округ Москва Тула Балашиха Белгород Брянск Владимир Воронеж Прудно Долгопрудный Домодедово Иваново Калуга Кострома Курск Липецк Люберцы Одинцово Орёл Пушкино Рязань Сафоново Смоленск Тамбов Тверь Щёлково – 4 Электросталь Ярославль Подольск Старый Оскол Красногорск Обнинск Коломна Ковров Серпухов Муром Рыбинск Зеленоград Северо-Западный федеральный округ Санкт-Петербург Архангельск Великий Новгород Вологда Калининград Мурманск Петрозаводск Псков Сыктывкар Череповец Шлиссельбург Ухта Северодвинск Гатчина Волхов Волосово Всеволжск Приозерск Приволжский федеральный округ Нижний Новгород Уфа Пермь Ижевск Йошкар-Ола Казань Киров Оренбург Высокая Гора Самара Саранск Саратов Чебоксары Тольятти Пенза Ульяновск Набережные Челны Стерлитамак Салават Нижнекамск Орск Новочебоксарск Березники Энгельс Балаково Южный федеральный округ Ростов-на-Дону Краснодар Астрахань Волгоград Сочи Яблоновский Таганрог Волжский Волгодонск Новороссийск Новочеркасск Симферополь Севастополь Майкоп Северо-Кавказский федеральный округ Владикавказ Грозный Махачкала Нальчик Пятигорск Ставрополь Назрань Уральский федеральный округ Екатеринбург Тюмень Челябинск Ханты-Мансийск Нижневартовск Новый Уренгой Салехард Сургут Курган Нижний Тагил Магнитогорск Озерск Первоуральск Сибирский федеральный округ Новосибирск Кемерово Красноярск Абакан Барнаул Иркутск Новокузнецк Омск Томск Чита Бердск Улан-Удэ Бийск Искитим Карасук Каргат Татарск Тогучин Куйбышев Черепаново Купино Чулым Барабинск Болотное Обь Горно-Алтайск Ангарск Междуреченск Братск Норильск Ачинск Северск Дальневосточный федеральный округ Владивосток Благовещенск Петропавловск-Камчатский Хабаровск Южно-Сахалинск Якутск Уссурийск Комсомольск-на-Амуре Находка Магадан Биробиджан Тында